Для тех, кто копает глубже и хочет знать больше!

Подписывайтесь, если хотите быть в курсе последних событий в сфере гос закупок

Подписаться на новости

На санкции ответят по пунктам

На санкции ответят по пунктам

23.07.2018

Экономику готовят к системной реакции на внешние меры

Минфин подготовил план работ по приведению антисанкционного законодательства и нормативных актов в систематизированный вид. Одобренный в начале июля на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова документ предполагает, в частности, обеспечение работы подпавших под санкции компаний на внутреннем финансовом и долговом рынках, поиск способов обеспечения их внешнеэкономической деятельности, а также гармонизацию контрсанкционных мер, принятых зимой 2017–2018 годов. Тогда Белый дом готовился к расширению санкций со стороны США в атмосфере секретности, теперь же, судя по разработке Минфина, она стала мешать самой поддержке лиц и компаний, к которым применены или могут быть применены внешние ограничительные меры.

“Ъ” ознакомился с правительственным планом мероприятий по снижению влияния иностранных санкций на российскую экономику. Документ Минфина был одобрен на совещании у первого вице-премьера Антона Силуанова в начале июля. По протоколу в Белом доме до конца июля должна появиться рабочая группа по противодействию санкциям, сам Минфин получит полномочия по разработке таких мер в финансовой сфере и вместе с Минпромторгом и Минэкономики будет изучать целесообразность введения утилизационного сбора на иностранную продукцию, аналоги которой есть в РФ, а ФАС и Минэкономики предстоит изучить целесообразность правки законодательства «для снижения зависимости экономики РФ от иностранных патентообладателей».

Сам перечень ответных мер, одобренных правительством, включает пять тематических блоков и 17 пунктов. Первым из них в блоке внешнеэкономических расчетов выступает разработка к августу 2018 года плана по снижению использования доллара во внешнеторговых сделках в пользу расчетов «преимущественно в национальных валютах». Вероятно, частью этого плана является активное сокращение ЦБ с апреля доли резервов, размещенных в американских казначейских облигациях (см. «Сегодняшнее число»). Также уже согласованным с ЦБ (см. «Ъ-онлайн» от 15 мая) является освобождение подпавших под санкции лиц от штрафов за невозврат валютной выручки (законопроект принят во втором чтении) — ожидается, что мера заработает с октября 2018 года.

Второй блок плана посвящен доступу подсанкционных компаний на внутренний финансовый рынок. По сути, в нем идет речь о частичной изоляции последнего от влияния внешних решений: уже в июле 2018 года Минфин и ЦБ должны будут доложить рабочей группе о том, как обеспечить в РФ свободный оборот ценных бумаг подсанкционных эмитентов.

«Антимонопольный» блок призван ограничить «недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных государств» и включает в себя возможность ограничений импорта (в соответствии с уже принятым Госдумой 127-ФЗ о противодействии «недружественным действиям США и иных государств» — усилить его предлагается указом президента и пакетом актов правительства). В этом направлении также уже повышены пошлины на ряд товаров из США (см. “Ъ” от 7 июля), ограничение импорта Минфин предлагает расширить за счет запрета закупки отдельных иностранных товаров государством и госкомпаниями. Работа должна быть завершена к сентябрю, а ситуация с импортом — отслеживаться ежеквартально.

Также Белый дом намерен систематизировать меры по ограничению доступа к информации о компаниях, рискующих подпасть под санкции: к августу поправить банковское законодательство, к сентябрю — расширить право правительства выбирать, какую именно информацию оно может закрывать. Обеспечение возможности не публиковать отдельные данные о госзакупках и закупках госкомпаний — правительство де-факто реализовало ее еще в конце 2017 года — также вошло в план, как и вывод гособоронзаказа на отдельную торговую площадку.

Отметим, что часть плана по обеспечению информационной закрытости составляют мероприятия по демонтажу уже принятых в конце 2017 года мер. Так, Минфин предлагает снять секретность и гриф ДСП с пакета распоряжений и постановлений Белого дома с перечнями компаний и данных, которые не подлежат раскрытию (вероятно, секретность начала создавать проблемы при исполнении этих документов) и отменить распоряжение правительства №52-р от 20 января. Документа нет в открытых базах данных, потребность в его отмене объясняется необходимостью «устранения риска постоянного отставания регулирования от изменения санкционных списков» — можно предположить, что документ содержит фиксированный список компаний, избавленных от ряда требований к раскрытию данных.

Входит в план и законопроект о специальных административных районах (САР), принятый вчера в первом чтении Госдумой. Идея специальных административных районов для перерегистрации компаний, подпавших под санкции (что также позволит им не раскрывать внешнему миру данные о структуре собственности), вчера вызвала официальные возражения ЦБ. Банк России заявил о том, что банки, нефинансовые кредитные организации и платежные системы не должны становиться резидентами САР, так как это угрожает устойчивости финансовой системы РФ и противоречит одновременно нескольким блокам банковского законодательства. Мера попала в блок «прочее» наряду с необходимостью поиска способов гарантийной поддержки экспорта фигурантов санкционных списков и обеспечения их внешнеторговых расчетов, что, вероятно, также будет крайне сложно в силу глобализации правил игры на финансовых рынках.

Отдельно Минфин должен подготовить проект «ответных» санкций против Украины, включая возможность «блокирования активов и запрета вывода капитала» для списка украинских физлиц — членов правительства, политиков и силовиков. Минэкономики должно представить анализ импорта РФ украинских товаров и оценить, на какие из них могут быть введены «ответные меры ограничительного характера».

Видимо, главное в антисанкционном плане правительства — это его исчерпывающая структура, выполняющая роль своеобразного ограничителя эскалации «войны санкций». При наличии такого плана Белому дому будет гораздо проще отвечать на внутрироссийские радикальные антисанкционные инициативы — формально все возможные ответы включены в план в умеренной форме.


Поделиться:


Вас также может заинтересовать

Минфин России разработал порядок подтверждения соответствия операторов электронных площадок новым требованиям Закона № 44-ФЗ
Минфин России разработал порядок подтверждения соответствия операторов электронных площадок новым требованиям Закона № 44-ФЗ

Министерством был подготовлен список документации и установлен порядок подачи в целях рассмотрения и прохождения проверок на соответствие единым доп.требованиям для гарантии начала работы операторов ЭТП и ЭП с нужной специализацией, которые были утверждены в постановлении Правительства от 8.06.18 под номером 656.

Полномочия антимонопольщиков могут расширить
Полномочия антимонопольщиков могут расширить

Российское ФАС выдвинуло предложение о том, чтобы работников антимонопольных органов наделили правами самостоятельного направления хода рассмотрения дел о нарушениях антимонопольной Законодательной базы на этапах возбуждения и рассмотрения подобных дел.

Правительство РФ может получить право устанавливать доптребования к поставщикам отдельных видов товаров, работ, услуг
Правительство РФ может получить право устанавливать доптребования к поставщикам отдельных видов товаров, работ, услуг

Как сообщает служба финансово-экономической информации:

Получение права на установление дополнительных требований к поставщику государственных учреждений, что исходит из законопроекта о внесенных изменений в Законодательную базу закона № 223-ФЗ, который был размещен на официальном сайте проектов и нормативных правовых актов.

Важно: всем пользователям ЕИС следует переустановить КРИПТО-ПРО!
Важно: всем пользователям ЕИС следует переустановить КРИПТО-ПРО!

На своей главной страницы, официальный сайт zakupki.gov.ru разместил новость о том, что необходимо проверить свою версию КРИПТО-ПРО которая установлена на рабочем компьютере и в случае, если версия установлена не та, то в обязательном порядке следует ее переустановить!        

Перечень оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону № 223-ФЗ может расшириться
Перечень оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков по Закону № 223-ФЗ может расшириться

Госсовет Республики Татарстан выдвинул предложение о повышении уровня ответственности для поставщиков при исполнении контракта, который был заключен в рамках 223 Федерального Закона.

Произошло расширение доступа непубличного реестра договоров заключенных по 223-ФЗ для госорганов.
Произошло расширение доступа непубличного реестра договоров заключенных по 223-ФЗ для госорганов.

Теперь 19 пункт в котором описываются правила ведения реестра договоров, которые заключены по 223-ФЗ начнет работать под новой редакцией уже с 1 июля.

Минсельхоз уточнил список подлежащих ветсертификации товаров
Минсельхоз уточнил список подлежащих ветсертификации товаров

Минсельхоз РФ произвел уточнение списка с товарами, которые будут подлежать обязательной ветсертифиации. Такое распоряжение было размещено на веб-сайте нормативных актов

СОВМЕСТНАЯ позиция Минфина и ФАС России о приведении Положения о закупке в соответствие с изменениями, вступающими в силу с 1 июля с. г.
СОВМЕСТНАЯ позиция Минфина и ФАС России о приведении Положения о закупке в соответствие с изменениями, вступающими в силу с 1 июля с. г.

Как говорится, для тех, кто не понял, для тех, кто сомневался, и для тех, кто был запуган рассказами о страшных контролёрах, чьё мнение по данному животрепещущему вопросу якобы кардинально отличается от мнения Минфина. На самом деле не отличается.

Путин утвердил национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы
Путин утвердил национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, который утвердил национальный план противодействия коррупции на 2018-20 г.г.

C 1 июля вступают в силу порядок и методика определения НМЦК при закупках в сфере перевозок пассажиров и багажа наземным транспортом
C 1 июля вступают в силу порядок и методика определения НМЦК при закупках в сфере перевозок пассажиров и багажа наземным транспортом

Напоминаем о том, что Порядок в котором определяется НМЦК, также как и цена договора, который заключается с единственным поставщиком в сфере систематических перевозок авто и авиапассажиров, а также багажа в автомобильном транспорте и городскими наземными транспортными средствами, включается в основные формулы по определению НМЦК- что регламентировано приказом Минтранспорта Российской федерации от 8. 12. 17 под номером 513.