25.07.2018
В данном обзоре будет рассмотрен ряд вопросов из судебной практики, которая применяется по 223-ФЗ административной коллегией Арбитражного суда Дальневосточного округа.
Спорные ситуации, которые возникли при рассмотрении дел в данной категории, связаны с правовыми оценками судов, не только действиями хоз-субъектов, которые применяют законодательство в сфере Закупок для нужд государства и муниципалитета, но и действиями и решениями уполномоченных на проведение проверок в этой сфере контролирующий орган, в том числе ФАС РФ и ее территориальный органы, которые определяются ФЗ от 26 июля 2016 года, под номером 135-ФЗ “О защите конкуренции”.
В период с 2012 года по 1 квартал 2017 года судом округа пересмотрены судебные акты по 68 делам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ.
По итогам обобщения судебной практики выявлены следующие правовые позиции по проблемным для участников отношений в обозначенной сфере вопросам применения Закона о закупках.
1. Установление в закупочной документации противоречивых и не измеряемых требований к участникам, нарушение положений законодательства о минимально допустимых сроках заключения договора приводит к необоснованному ограничению допуска к участию в закупке и нарушению пункта 4 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, пункта 3 части 1 статьи 17 и части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
2. Установление в закупочной документации специального требования к предмету закупки не может рассматриваться как ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязанностей и как ограничение доступа к участию в закупке.
3. При наличии обстоятельств, объективно подтверждающих потребность заказчика в проведении закупки определенным способом, её проведение именно таким образом возможно при условии, если данный способ закупки предусмотрен Положением о закупочных процедурах, разработанным хозяйствующим субъектом, и не противоречит общим принципам применения Закона № 223-ФЗ.
4. Установление заказчиком в закупочной документации требований о предоставлении документов, не относящихся непосредственно к предмету закупки, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и ограничивает количество потенциальных участников закупки.
5. Положения конкурсной документации открытого конкурса, разработанные заказчиком с учетом его потребностей, в части оценки по критериям «опыт участника» и «квалификация персонала», не противоречащие положениям Закона о закупках и Закона о защите конкуренции, дискриминационными не являются.