Содержание
Ведение переговоров – обычное и в чем-то рутинное явление в хозяйственном обороте и экономической деятельности. Но бытует в корне неверное мнение, что между двумя контрагентами взаимные обязанности появляются лишь после заключения договора. Это не совсем так! Важно знать, что еще на этапе ведения переговоров такие взаимные права и обязанности существуют, а их нарушение влечет за собой ответственность.
1. Основные признаки недобросовестности
При ведении переговоров, связанных с продажей бизнеса или части в уставном капитале, закон требует, чтобы стороны действовали разумно и добросовестно по отношению друг к другу (ст. 434.1 ГК РФ).Главными признаками некорректного поведения считаются:
- ведение переговоров о продаже бизнеса и вообще вступление в них без реального намерения достичь каких-либо результатов (т. е. притворно);
- контрагенту предоставляется искаженная, недостоверная либо неполная информация (в случае если она намеренно умалчивается), если она должна быть известна сторонам для принятия разумного и правильного решения;
- прекращение переговоров без всякого оправдания и внезапно;
- разглашение конфиденциальной информации (даже если договоренностей так и не удастся достигнуть).
- Этот перечень признаков некорректного поведения при переговорах может при определенных обстоятельствах быть существенно расширен.
2. Последствия недобросовестности
В соответствии со статьей 434.1 Гражданского кодекса РФ недобросовестная в переговорах сторона должна возместить своему контрагенту причиненные убытки:- понесенные расходы, которые связаны с ведением переговоров;
- убытки, возникшие в результате того, что из-за недобросовестности второй стороны стало невозможным заключение какого-либо договора с третьим лицом.
3. Как взыскать убытки
По общему правилу убытки принудительно взыскиваются в судебном порядке. Помимо установленного пакета документов (исковое заявление, квитанция об уплате госпошлины и т. п.), судье необходимо представить:
- подтверждение самого факта ведения переговоров;
- факты и основания, которые дают возможность признать контрагента недобросовестным переговорщиком.
Особое внимание необходимо уделить доказыванию. Верховный суд в вышеупомянутом постановлении указал, что все переговорщики изначально представляются добросовестными, то есть их некорректность должен доказывать суду истец. Однако это правило не распространяется на случаи искажения информации или внезапного срыва переговоров.
Предоставляем все виды услуг по лицензированию в самые короткие сроки исполнения и по самым актуальным направлениям деятельности.
Обратно к списку