Содержание
1. Договор или контракт?2. Чем отличается договор от контракта по 44-ФЗ
3. Особенности контрактной документации по 223-ФЗ
4. Выводы
Однажды в школьном учебнике по русскому языку я увидел две идентичных картинки, под одной из которых было подписано «бегемот», под другой – «гиппопотам». Далее авторы объясняли, что в языке есть слова, которые означают, по сути, одно и то же. У меня эта тема вызвала два вопроса: 1) «бегемот» - демон из Библии, «гиппопотам» - название животного из биологии, и это совсем не одно и то же; 2) зачем в языке, экономичной и целесообразной системе, «лишние» слова для одного и того же объекта?
Ответов на эти вопросы я так и не получил, и сделал вывод, что авторы учебника не всё знают о языке и жизни.
В документообороте синонимичные слова – это источник путаницы и злоупотреблений, особенно в такой области как государственные закупки.И речь здесь идет уже не о научной гипотезе, а о возможной административной, или уголовной ответственности. В словаре понятия «договор» и «контракт» считаются близкими по смыслу и взаимозаменяемыми, т. е., синонимичными. Но как на это смотрит законодательство в лице 44-ФЗ? Что подписывают по итогам тендера заказчик и исполнитель, контракт, или договор?
1. Договор или контракт?
Регламент оформления сделок прописан в 44-ФЗ и в ГК РФ: понятие "контракт" должно использоваться в тех закупках, где одним из агентов является государственная структура. Таким образом, органы власти, а также организации, управляющие внебюджетными государственными фондами, и казенные учреждения должны заключать государственные контракты.
Что касается понятия "договор", то данный вид документов подписывают, как правило, ИП и другие физические лица.
При этом речь идет о неписаной, как говорится, исторически сложившейся традиции, которая юридически не подтверждена: т.е., с точки зрения права разницы между понятиями "контракт" и "договор" нет. Оформление документа, регистрирующего процедуру закупки, не определяется видом или объектом тендера.
Скорее, речь идет о профессиональном сленге, свидетельствующем о принадлежности его носителя к сословию предпринимателей, а это тоже дорогого стоит.
С формальной точки зрения договор и контракт структурированы идентично, включая в себя следующие основополагающие элементы:
-
1) преамбула с указанием наименований контрагентов сделки;
2) объект закупки;
3) условия поставки;
4) форма оплаты;
5) мера ответственности сторон;
6) форс-мажорные обстоятельства;
7) иные подробности (по усмотрению сторон);
8) реквизиты контрагентов закупки.
Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки, Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры.
Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта.
Для поставщика такой вопрос вообще не встаёт на повестке дня: что ему заказчик предоставит, то он и подпишет, договор, так договор, контракт, так контракт. Тем более, что и в законодательстве о КС нет регламента на этот счет, главное, чтобы все нужные условия и реквизиты были прописаны:
1) мера ответственности победителя торгов по поставке ТРУ;
2) мера ответственности заказчика по оплате исполненной закупки:
3) действия сторон в условиях конфликтных и форс-мажорных обстоятельств;
4) причины, по которым участники освобождаются от взятых на себя обязательств;
5) сведения о контрагентах сделки.
Однако, как мы уже отмечали, сферы экономики и юриспруденции не терпят многозначности и неопределенности. В результате регламент на употребление этих терминов, при всей их лингвистической и юридической равнозначности, все-таки был введен специальным разъяснением Министерства экономического развития России под номером Д28и-1889 от 2014 г.
Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!
Выбрать заказчиков для работы по прямым договорам2. Чем отличается договор от контракта по 44 ФЗ
1) бюджетные учреждения;
2) муниципальные органы и государственные организации, уполномоченные проводить торги от имени муниципального образования.
Государственные контракты по 44-ФЗ заключают:
1) государственные организации и казенные учреждения;
2) внебюджетные фонды, проводящие торги от лица РФ или регионального субъекта РФ.
3. Особенности контрактной документации по 223-ФЗ
В тексте 223-ФЗ практически отсутствует слово "контракт" как термин или понятие. В итоге особые государственные заказчики оформляют исключительно договоры.
4. Выводы
1) В правовом отношении 44-ФЗ не противопоставляет понятия «договор» и «контракт», поэтому любые претензии к названию документа неправомочны, как бы вы его ни поименовали, договор, или контракт.
2) Тендерная и судебная практика показывает, что требования к оформлению и содержанию контракта, как правило, выше, в том числе и у контролирующих органов.
3) Выбор формы основного закупочного документа обуславливается не столько характером тендерной сделки, сколько правовым статусом государственного заказчика. Например, один и тот же поставщик, заключая идентичную сделку до 100 тысяч рублей с областной администрацией в качестве заказчика заключит муниципальный контракт, а с техникумом подпишет гражданско-правовой договор.
4) Согласно ст. 3 44-ФЗ: государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным заказчиком для решения государственных или муниципальных проблем.
5) Государственный контракт имеет ряд специфических особенностей:
- неизменность цены;
- обязательная ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств;
- указание порядка и сроков оплаты;
- условие денежного обеспечения исполнения контракта;
- требование о информировании заказчика о привлекаемых субподрядчиках;
Эти специфические черты контрактной документации учтены в шаблонах 9 типовых контрактов, размещенных в библиотеке Единой информационной системы (ЕИС).
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку